Газета «ПЛАНЕТАРИЙ» №4(64)
10 ЛЕТ ЛАБОРАТОРИИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ
Лаборатория занимательных
опытов возникла не на пустом месте. В
30-е годы 20 века в Ленинграде существовал Дом занимательной науки, инициатором
открытия и руководителем которого был выдающийся популяризатор науки Яков
Исидорович Перельман. Находился Дом занимательной науки в одном из флигелей
Шереметьевского дворца. Работу этого учреждения прервала война. Я.И.Перельман
умер в блокадном Ленинграде. После войны
работу Дома занимательной науки не возобновили.
Потребность в демонстрации
опытов, раскрывающих законы природы,
чрезвычайно велика, тем более в занимательной форме. Но не каждая школа
обладает необходимым оборудованием.
Мысль о создании нечто
подобного Дому занимательной науки у кандидата физико-математических наук
Николая Петровича Дивина, преподавателя демонстрационного эксперимента в РГПУ
им. Герцена возникла давно. А десять лет назад
в Санкт-Петербургском Планетарии открылась Лаборатория занимательных
опытов.
Более удачного места, чем
Планетарий трудно было найти. Там уже демонстрировался один замечательный опыт
с маятником Фуко, наглядно доказывающий вращение Земли вокруг своей оси.
Руководство Планетария взяло на себя
финансирование проекта, а реализацией
занимались старший преподаватель Военно-транспортного университета Игорь
Феодосьевич Торопов и преподаватели средней школы Александр
Владимирович Емельянов и Антон Андреевич
Григорьев. Большая часть демонстрационных приборов, а всего их более
двухсот, сделана руками И.Ф.Торопова.
Это позволяет проводить не только
обзорные экскурсии, но тематические – по механике, оптике, волновым процессам,
электричеству. Такие программы соответствуют школьной программе и поэтому
востребованы школами.
Совсем недавно И.Ф.Торопов
подготовил очень актуальную программу
опытов «Земля-землянам» для младших школьников. В этой программе
наглядно объясняются причины смены времён года, дня и ночи, возникновения
землетрясений, различных метеорологических явлений. Эта программа пользуется
неизменным спросом у школьных преподавателей и родителей. Готовится специальная
программа для учеников музыкальных школ, раскрывающая секреты звуковых колебаний.
Фантазия энтузиастов,
работающих в Лаборатории поистине неисчерпаема. Популярность Лаборатории
занимательных опытов неизменно растёт, посетители приходят не по одному разу,
родители специально привозят детей в каникулы из других городов. И это не
случайно, ведь артистизм лекторов Лаборатории, которые показ физического
эксперимента превращают в целый спектакль, вызывает настоящее восхищение.
Судя по всему, 10 лет это
только начало. Лаборатория развивается, пополняется новыми приборами и всегда
ждёт посетителей.
ВЫЗОВ РАЗУМУ
Способность памяти быстро и цепко схватывать яркие, эмоционально окрашенные, необычные, динамичные образы широко используется в различных мнемотехниках и в мультимедийных средствах обучения. Однако изображения могут представлять и нереальные, несуществующие объекты, примеры которых дает и виртуальная реальность (компьютерная графика), комбинированные съемки в кинематографе и творчество таких художников как С.Дали и М.Эшер. В музеях собираются редкие экземпляры реальных объектов, обладающих необычными свойствами (Кунсткамера). В музейных условиях возможно собрать уникальные экспонаты, выстроить тематические экспозиции и поместить в особую образную среду, дизайн которой не только влияет на настроение посетителей, но и несет систему образной информации. В этом неоспоримые преимущества музейной педагогики.
В Лаборатории занимательных опытов собраны образцы старой техники и современных установок, демонстрирующие необычные, парадоксальные явления. Парадоксальность или драматизм явления привлекает и удерживает внимание с помощью кажущегося нарушения законов природы, противоречия с обыденными житейскими представлениями.
На экспозиции представлены цилиндры и конические тела, сами катящиеся вверх, а вниз. Погруженная в воду лампочка загорается под действием электромагнитных волн. Красная лампочка за черно-белым диском с отверстием кажется то красной, то зеленой в зависимости от направления вращения диска. Левитация тел и торможение движущихся тел при протекании токов Фуко. Появление и изменение изображений в поляризованном свете.
Парадоксальное физическое явление похоже на фокус, только здесь не технический трюк типа двойного дна, а явление или свойство, играющие роль ресурсного «двойного дна» (видимость прозрачных тел, плавание металлического диска, эффект Магнуса и др.). Ресурсом становятся неточные представления зрителей, их незнание каких-то скрытых свойств предметов, особенностей чувственного восприятия. Фокус нарушает законы логики, причинно-следственные связи, и человек радуется освобождению от оков обыденной реальности. Сведение воедино несовместимого, сталкивание несводимого бросает вызов разуму, заставляя преодолевать психологическую инерцию, некритичность мышления и фрагментарность знаний, превращает ситуацию созерцания в разгадывание технического или научного детектива.
Парадоксальная демонстрация, как и художественная, содержит в своей структуре противоречие, оппозицию, диссонанс. Отдельные приемы создания таких когнитивных диссонансов – кажущееся оживление, посредник, невидимость (прозрачность, отсутствие контраста, малая длительность, высокая скорость) и т.д. Однако представленные на экспозиции парадоксальные демонстрационные эксперименты – не конечный продукт, а средство для пояснения определенных физических законов. Он возбуждает интерес, который со временем может погаснуть, но пока внимание приковано к явлениям, есть возможность проникнуть в их сущность, не замечая напряжения ума.
Использование принципов парадоксальности, проблемности, наглядности, включенности в некоторые эксперименты, а также методов средовой педагогики обеспечивает интерес посетителей разного возраста и разного образования (от младших школьников до взрослых).
Наличие тематических экспозиций предоставляет возможность применения средств музейной педагогики при изучении отдельных тем как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.
И.Ф. ТОРОПОВ, К. И. КУЗЬМИН
.