Газета «ПЛАНЕТАРИЙ» №4(64) 2008 C.24-25 и цветная вклейка

 

 

      

 

10 ЛЕТ ЛАБОРАТОРИИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ

 

     Лаборатория занимательных опытов  возникла не на пустом месте. В 30-е годы 20 века в Ленинграде существовал Дом занимательной науки, инициатором открытия и руководителем которого был выдающийся популяризатор науки Яков Исидорович Перельман. Находился Дом занимательной науки в одном из флигелей Шереметьевского дворца. Работу этого учреждения прервала война. Я.И.Перельман умер в блокадном Ленинграде. После войны  работу Дома занимательной науки не возобновили.

      Потребность в демонстрации опытов, раскрывающих  законы природы, чрезвычайно велика, тем более в занимательной форме. Но не каждая школа обладает необходимым оборудованием.

      Мысль о создании нечто подобного Дому занимательной науки у кандидата физико-математических наук Николая Петровича Дивина, преподавателя демонстрационного эксперимента в РГПУ им. Герцена возникла давно. А десять лет назад  в Санкт-Петербургском Планетарии открылась Лаборатория занимательных опытов.

       Более удачного места, чем Планетарий трудно было найти. Там уже демонстрировался один замечательный опыт с маятником Фуко, наглядно доказывающий вращение Земли вокруг своей оси.            

           

          Руководство Планетария взяло на себя финансирование  проекта, а реализацией занимались старший преподаватель Военно-транспортного университета Игорь Феодосьевич Торопов  и  преподаватели средней школы Александр Владимирович Емельянов  и Антон Андреевич Григорьев. Большая часть демонстрационных приборов, а всего их более двухсот,  сделана руками И.Ф.Торопова. Это позволяет  проводить не только обзорные экскурсии, но тематические – по механике, оптике, волновым процессам, электричеству. Такие программы соответствуют школьной программе и поэтому востребованы школами.

      Совсем недавно И.Ф.Торопов подготовил очень актуальную программу  опытов «Земля-землянам» для младших школьников. В этой программе наглядно объясняются причины смены времён года, дня и ночи, возникновения землетрясений, различных метеорологических явлений. Эта программа пользуется неизменным спросом у школьных преподавателей и родителей. Готовится специальная программа для учеников музыкальных школ, раскрывающая секреты звуковых колебаний.

       Фантазия энтузиастов, работающих в Лаборатории поистине неисчерпаема. Популярность Лаборатории занимательных опытов неизменно растёт, посетители приходят не по одному разу, родители специально привозят детей в каникулы из других городов. И это не случайно, ведь артистизм лекторов Лаборатории, которые показ физического эксперимента превращают в целый спектакль, вызывает настоящее восхищение.

       Судя по всему, 10 лет это только начало. Лаборатория развивается, пополняется новыми приборами и всегда ждёт посетителей.

 

ВЫЗОВ РАЗУМУ

       Способность памяти быстро и цепко схватывать яркие, эмоционально окрашенные, необычные, динамичные образы широко используется в различных мнемотехниках и в мультимедийных средствах обучения. Однако изображения могут представлять и нереальные, несуществующие объекты, примеры которых дает и виртуальная реальность (компьютерная графика), комбинированные съемки в кинематографе и творчество таких художников как С.Дали и М.Эшер. В музеях собираются редкие экземпляры реальных объектов, обладающих необычными свойствами (Кунсткамера). В музейных условиях возможно собрать уникальные экспонаты, выстроить тематические экспозиции и поместить в особую образную среду, дизайн которой не только влияет на настроение посетителей, но и несет систему образной информации. В этом неоспоримые преимущества музейной педагогики.

        В Лаборатории занимательных опытов собраны образцы старой техники и современных установок, демонстрирующие необычные, парадоксальные явления. Парадоксальность или драматизм явления привлекает и удерживает внимание с помощью кажущегося нарушения законов природы, противоречия с обыденными житейскими представлениями.

       На экспозиции представлены цилиндры и конические тела, сами катящиеся вверх, а вниз. Погруженная в воду лампочка загорается под действием электромагнитных волн. Красная лампочка за черно-белым диском с отверстием кажется то красной, то зеленой в зависимости от направления вращения диска. Левитация тел и торможение движущихся тел при протекании токов Фуко. Появление и изменение изображений в поляризованном свете.

      Парадоксальное физическое явление похоже на фокус, только здесь не технический трюк типа двойного дна, а явление или свойство, играющие роль ресурсного «двойного дна» (видимость прозрачных тел, плавание металлического диска, эффект Магнуса и др.). Ресурсом становятся неточные представления зрителей, их незнание каких-то скрытых свойств предметов, особенностей чувственного восприятия. Фокус нарушает законы логики, причинно-следственные связи, и человек радуется освобождению от оков обыденной реальности. Сведение воедино несовместимого, сталкивание несводимого бросает вызов разуму, заставляя преодолевать психологическую инерцию, некритичность мышления и фрагментарность знаний, превращает ситуацию созерцания в разгадывание технического или научного детектива.

         Парадоксальная демонстрация, как и художественная, содержит в своей структуре противоречие, оппозицию, диссонанс. Отдельные приемы создания таких когнитивных диссонансов – кажущееся оживление, посредник, невидимость (прозрачность, отсутствие контраста, малая длительность, высокая скорость) и т.д. Однако представленные на экспозиции парадоксальные демонстрационные эксперименты – не конечный продукт, а средство для пояснения определенных физических законов. Он возбуждает интерес, который со временем может погаснуть, но пока внимание приковано к явлениям, есть возможность  проникнуть в их сущность, не замечая напряжения ума.

          Использование принципов парадоксальности, проблемности, наглядности, включенности в некоторые эксперименты, а также методов средовой педагогики обеспечивает интерес посетителей разного возраста и разного образования (от младших школьников до взрослых).

          Наличие тематических экспозиций предоставляет возможность применения средств музейной педагогики при изучении отдельных тем как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.

 

И.Ф. ТОРОПОВ, К. И. КУЗЬМИН

 

 

 

 

.