Торопов И.Ф., Кузьмин К.И. Физические парадоксы в лаборатории занимательных опытов // XIII ВНТК «Современные проблемы математики и естествознания»: Материалы Всероссийских научно-технических конференций. – Нижний Новгород: ННИМЦ «Диалог», 2005. - С.7.
Торопов И.Ф., Кузьмин К.И.
(Военно-транспортный университет железнодорожных войск)
ФИЗИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ В ЛАБОРАТОРИИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ
Лаборатория занимательных опытов при санкт-петербургском Планетарии продолжает традицию, основанную Я.И. Перельманом (1882-1942), известным популяризатором науки и организатором ленинградского Дома занимательной науки. В Лаборатории собраны образцы старой техники и современных установок. В ней представлен маятник Фуко, ставший уникальным экспонатом после демонтажа маятника в Исаакиевском соборе. Созданы тематические экспозиции, посвященные конкретным понятиям или разделам физики. В Лаборатории проводятся как обзорные экскурсии, так и тематические лекции-практикумы по программе средней или высшей школы [1].
Привлечь и удержать внимание посетителей разного возраста и разного уровня образования помогает парадоксальность физических экспериментов, содержащих кажущееся нарушение законов природы. Цилиндрические тела сами вкатываются вверх по наклонной плоскости. Красная лампочка кажется то красной, то зелёной в зависимости от направления вращения чёрно-белого диска с прорезью. Парадокс как оппозиция (диссонанс) художественной структуры оказывает эмоциональное воздействие и вызывает эстетические переживания [2]. Наблюдаемое явление выглядит как фокус, нарушающий причинно-следственные связи. Зрители радуются освобождению от оков обыденной реальности. Кроме эмоционального воздействия от неразгаданной тайны фокус содержит также интеллектуальный аспект - нерешённую задачу (технический или научный детектив)[3].
Cогласно димензиональной онтологии В. Франкла [4] парадоксы аналогичны ситуациям, возникающим при проекции из пространств более высокой размерности в пространства с меньшей размерностью. Иллюстрацией может служить векторная диаграмма (рис. 1). При проектировании векторов и из двумерного пространства R2 на числовые оси x и y проекции векторов оказываются равными (ay = by) и не равными (ay ≠ by). Векторы и равны и не равны. Парадокс также можно рассматривать как следствие изъятия логических или событийных звеньев из цепи суждений [5]. Таким образом, чтобы создать парадокс, необходимо скрыть текст (теорию) <T(x)>, объясняющий при каких условиях x утверждения p и не-p разделены, и найти условия y, при которых они выглядят совмещёнными и одновременными. При решении задачи восстанавливается объяснение <T(x)>. Последовательность создания парадокса можно представить логической формулой (1), поиск решения – формулой (2):
(1)
где- последовательная конъюнкция, соответствующая связке «и
затем» (в некотором отношении x), - одновременная
конъюнкция (в некотором контексте y).
(2)
Согласно [6] разделить свойства можно в пространстве, во времени, между системными уровнями, между состояниями. В зависимости от образовательного уровня и цели лекции-экскурсии возможно как разъяснение забытых или неизвестных физических эффектов или особенностей человеческого восприятия, так и обучение приёмам решения задач, поставленных в форме антиномий.