Способность памяти быстро и цепко схватывать яркие, эмоционально окрашенные, необычные, динамичные образы широко используется в различных мнемотехниках и в мультимедийных средствах обучения. Однако изображения могут представлять и нереальные, несуществующие объекты, примеры которых дает и виртуальная реальность (компьютерная графика), комбинированные съемки в кинематографе и творчество таких художников как С.Дали и М.Эшер. В музеях собираются редкие экземпляры реальных объектов, обладающих необычными свойствами (Кунсткамера). В музейных условиях возможно собрать уникальные экспонаты, выстроить тематические экспозиции и поместить в особую образную среду, дизайн которой не только влияет на настроение посетителей, но и несет систему образной информации. В этом неоспоримые преимущества музейной педагогики.
В 1935 г. был открыт, проработавший до Великой отечественной войны, ленинградский Дом занимательной науки, организатором которого был Я.И.Перельман (1882-1942), известный популяризатор науки. Традиции были продолжены в Лаборатории занимательных опытов при Планетарии. В ней представлен такой уникальный экспонат, как маятник Фуко, единственный на северо-западе после демонтажа маятника в Исаакиевском соборе.
В Лаборатории собраны образцы старой техники и современных установок, демонстрирующие необычные, парадоксальные явления. Парадоксальность или драматизм явления привлекает и удерживает внимание с помощью кажущегося нарушения законов природы, противоречия с обыденными житейскими представлениями.
На экспозиции представлены цилиндры и конические тела, сами катящиеся вверх, а вниз. Погруженная в воду лампочка загорается под действием электромагнитных волн. Красная лампочка за черно-белым диском с отверстием кажется то красной, то зеленой в зависимости от направления вращения диска. Левитация тел и торможение движущихся тел при протекании токов Фуко. Появление и изменение изображений в поляризованном свете.
Парадоксальное физическое явление похоже на фокус, только здесь не технический трюк типа двойного дна, а явление или свойство, играющие роль ресурсного «двойного дна» (видимость прозрачных тел, плавание металлического диска, эффект Магнуса и др.). Ресурсом становятся неточные представления зрителей, их незнание каких-то скрытых свойств предметов, особенностей чувственного восприятия. Фокус нарушает законы логики, причинно-следственные связи, и человек радуется освобождению от оков обыденной реальности. Сведение воедино несовместимого, сталкивание несводимого бросает вызов разуму, заставляя преодолевать психологическую инерцию, некритичность мышления и фрагментарность знаний, превращает ситуацию созерцания в разгадывание технического или научного детектива.
Парадоксальная демонстрация, как и художественная, содержит в своей структуре противоречие, оппозицию, диссонанс. Отдельные приемы создания таких когнитивных диссонансов – кажущееся оживление, посредник, невидимость (прозрачность, отсутствие контраста, малая длительность, высокая скорость) и т.д. Однако представленные на экспозиции парадоксальные демонстрационные эксперименты – не конечный продукт, а средство для пояснения определенных физических законов. Он возбуждает интерес, который со временем может погаснуть, но пока внимание приковано к явлениям есть возможность проникнуть в их сущность, не замечая напряжения ума.
Использование принципов парадоксальности, проблемности, наглядности, включенности в некоторые эксперименты, а также методы средовой педагогики обеспечивает интерес посетителей разного возраста и разного образования (от младших школьников до взрослых).
Наличие тематических экспозиций предоставляет возможность применения средств музейной педагогики при изучении отдельных тем как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.